Рубрики бюллетеня "Меркурый"

№ 2, 2021
Рубрика: Члены БелТПП
Автор:

Должность: Ректор Белорусского национального технического университета

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – 100 ЛЕТ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ

 

Белорусский национальный технический университет (БНТУ) – национальный бренд высшего образования Рес­публики Беларусь, главный инженерно-­технический вуз страны в 2020 году отметил свой вековой юбилей. Сегодня БНТУ – это не просто классический национальный университет техники и технологий со 100-летней богатой историей, но и уникальная образовательная и научно-инновационная основа национальной системы высшего образования.

Уже более ста лет назад – в декабре 1920 г. – создание первого в республике технического вуза было продиктовано острой необходимостью восстановления и развития экономики и промышленности страны. Беларусь того времени сильно пострадала от революций и войн. Для ее возрождения нужно было безотлагательно решать вопрос подготовки передовых инженерных кадров. Первоначально Белорусский политехнический институт (БПИ) имел только пять факультетов. Первый набор состоял из 305 студентов.

Сегодня в университете обучаются более 30 тысяч студентов, а в структуре БНТУ 16 факультетов, девять колледжей, лицей, филиал в Солигорске, Научно-исследовательский политехнический институт, Институт Конфуция по науке и технике (единственный в мире), Научно-­технологический парк «Политехник», опытный завод «Политехник», санаторий-­профилакторий, передовая научная библиотека и многие другие учебные и административно-­хозяйственные подразделения. Подготовка студентов ведется по 87 специальностям первой ступени получения образования, магистров – по 26 специальностям, аспирантов – по 56 специальностям, докторантов – по 34 специальностям. Переподготовка на базе высшего образования ведется по 44 специальностям. Осуществляется повы­шение квалификации по восьми профилям, 22 направлениям образования. Обучение специалистов средне-­специальному образованию проводится в девяти филиалах-­колледжах по 48 специальностям.

В настоящее время, когда современный период эволюции общества характеризуется интенсивным развитием цифровой экономики, система подготовки инженерных кадров в БНТУ находится в фазе качественных опережающих изменений в рамках модели «Университет 3.0». Такая модель предполагает рациональное сочетание трех главных направлений: образования, фундаментальных и прикладных исследований, инновационной деятельности и предпринимательства за счет поэтапного внедрения в образовательные, научные и бизнес-процессы университета цифровых технологий.

Обоснованная необходимость поступательного перехода к новой модели вызвана спецификой подготовки высококвалифицированных инженерных кадров и запросами рынка, но даже в условиях цифровой трансформации БНТУ сохраняет рациональный консерватизм, обусловленный естественными требованиями обучения студентов базовым знаниям в предметных областях с «живым» участием известных ученых-­преподавателей из числа профессорско-­преподавательского состава по общеобразовательным, общетехническим и специальным дисциплинам. Такой подход обеспечивает внутреннюю целостность системы подготовки инженеров и надежный трансфер традиционных ценностей и знаний от поколения к поколению уже на протяжении ста лет.

За годы работы университет подготовил более 220 тысяч специалистов как для отечественной экономики, так и для разных стран. За счет таких параметров, как академический авторитет вуза, репутация среди работодателей, количество иностранных студентов, число иностранных преподавателей и преподавателей с учеными степенями, участие в реализации международных проектов, популярность интернет-ресурсов и других БНТУ входит в мировую элиту высшего технического образования, что подтверждается уверенными позициями в международных рейтинговых системах. БНТУ индексируется в семействе рейтингов компании Quacquarelli Symonds (QS). В регио­нальном рейтинге университетов Восточной Европы и Центральной Азии QS EECA (Emerging Europe & Central Asia) занимает 88-ю позицию из 400, а в рейтинге университетов мира QS World University Rankings входит в группу #801–1000. Вебометрический рейтинг университетов мира WRWU (Webometrics Ranking of World Universities), который рассчитывается исследовательской группой Cybermetrics Lab, ранжирует самое большое число вузов мира. По последним данным (июль 2020 г.) БНТУ занимает 2562-е место среди 11 999 университетов мира, участвующих в рейтинге. В рейтинг научно-­исследовательских учреждений SIR (Scimago Institреutions Rankings), публикуемый испанским исследовательским центром SCImago Lab, в 2020 году вошло 7026 организаций, из которых 3897 – учреждения образования, в том числе БНТУ, который занимает 155-ю позицию в регионе Восточной Европы, 648-ю – в мире, а также ранжирован на 843-м месте среди всех учреждений образования.

Развитая уникальная инфраструктура, непрерывная работа коллектива университета над совершенствованием образовательных программ, ребрендинг и открытие новых актуальных специальностей создают высокий спрос на получение образования в БНТУ не только среди белорусов, но и среди иностранных граждан. Восточная и Западная Европа, Восточная и Южная Азия, Южная Америка, Африка – регионы земного шара, откуда сегодня приезжают иностранные студенты на учебу в БНТУ.

В Белорусском национальном техническом университете (в том числе по образовательным программам БНТУ) обучается около 3000 иностранных граждан из 44 государств, в числе которых Китай, США, Франция, Шри-Ланка, Ливан, Египет, Израиль, Турция, Венесуэла, Эквадор, Колумбия, Вьетнам, Нигерия, Конго, Того, Камерун и многие другие.

С 2019 года по наиболее востребованным среди иностранных граждан специальностям (программам) первой ступени получения образования (Technology of Mechanical Engineering, Automobile Engineering, Industrial and Civil Engineering, Biotechnical Medical Devices and Systems и Automation of Technological Processes and Production) в университете открыта подготовка на английском языке, а также реализуется образовательный процесс на английском языке по всем специальностям магистратуры. В настоящее время БНТУ выполняет более 180 договоров и соглашений с высшими учебными заведениями и научно-­исследовательскими институтами из различных стран мира. Уникальность некоторых совместных международных образовательных программ в области инженерии и технико-­экономической подготовки специалистов позволяет формировать высокий спрос на образование в БНТУ. Например, в рамках тройных соглашений между БНТУ, ESIGELEC (высшая инженерная школа ESIGELEC, г. Руан, Франция) и AIC Campus (компания – партнер БНТУ, г. Коломбо, Шри-Ланка), а также между БНТУ, MBS (MONTPELLIER BUSINESS SCHOOL, г. Монпелье, Франция) и AIC Campus осуществляется процесс подготовки иностранных граждан, предполагающий поэтапное обучение общеобразовательным, общетехническим, технико-экономическим и специальным дисциплинам на английском языке в БНТУ (в течение двух лет с изучением французского языка до уровня B2) и завершение обучения в ESIGELEC и MBS.

Широкие возможности для студентов БНТУ предлагает Институт Конфуция по науке и технике, который на протяжении более шести лет не просто эффективно работает при тесном и конструктивном взаимодействии БНТУ и Северо-­Восточного университета (г. Шеньян, КНР), но и способствует активизации научно-­технического сотрудничества с Поднебесной, осуществляет подготовку инженерных кадров, владеющих технической терминологией на китайском языке, и обеспечивает лингвистическое сопровождение совместных белорусско-китайских технических проектов и программ, одновременно являясь культурно-просветительской платформой по ознакомлению белорусского народа с многовековой историей, богатой культурой и традициями Китая.

Помимо перечисленных БНТУ также реализует не менее крупные и значимые образовательные проекты с партнерами из Таджикистана, Узбекистана и Китая. Например, совместно с Ташкентским государственным техническим университетом имени Ислама Каримова в 2019 году был открыт совместный Белорусско-­Узбекский межотраслевой институт прикладных технических квалификаций в Ташкенте. Проект предполагает обучение студентов по техническим специальностям, востребованным в Центральноазиатских республиках. Обучение в Белорусско-Узбекском межотраслевом институте проходит в два этапа: первый этап реализуется в Ташкентском государственном техническом университете имени Ислама Каримова, второй – в БНТУ с последующей защитой дипломного проекта (работы) и присвоением соответствующей квалификации.

БНТУ сегодня – это университет с эффективной многоуровневой системой научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей выполнение научных работ для различных отраслей экономики. Благодаря этому он вносит значительный вклад в реализацию инновационной политики государства и развитие отраслей реального сектора экономики. Университет обладает высоким научным потенциалом, что подтверждается наличием 32 научных школ под руководством ведущих ученых Республики Беларусь в сферах строительства, энергетики, архитектуры, транспортных коммуникаций, машиностроения, автотракторостроения, транспорта, металлургии, приборостроения, лазерных технологий, горного дела и других. В БНТУ создана уникальная инновационная инфраструктура, представляющая научно-­образовательный и производственный комплекс, в состав которого входят в том числе республиканское инновационное унитарное предприятие «Научно-­технологический парк БНТУ «Политехник», филиал БНТУ «Опытный завод «Политехник», 18 совместных международных научно-технических центров и лабораторий и другие подразделения. Такая инфраструктура позволяет университету не только реали­зовывать полный цикл создания инновационной научно-­технической продукции от идеи до выпуска и доведения ее до потребителя, но и обеспечивает эффективную подготовку высококвалифицированных специа­листов и научных кадров.

С целью формирования предпринимательских компетенций у наиболее активных и талантливых обучающихся, а также воспитания креативной молодежи, способной к созданию и продвижению научно-­технического продукта, в БНТУ создана и функционирует система развития инженерной креативности и инновационного предпринимательства молодежи, которая включает: 21 студенческую научно-­исследовательскую лабораторию, бюро и центры; производственную лабораторию «ФАБЛАБ», в рамках которой ведется обучение навыкам, необходимым для разработки и производства новых продуктов, проводятся мастер-классы и тренинги по работе с современным оборудованием, быстрому прототипированию, программированию и другому, консультации по приборостроению, робототехнике, цифровому производству, бизнес-­планированию, анализу рынка и т. д.; стартап-центр «От идеи до бизнеса». Университет позволяет молодежи уже со студенческой скамьи не только развивать творческие способности и самостоятельность в научной, научно-технической и инновационной деятельности, но и успешно реализовывать свои творческие и предпринимательские идеи, вплоть до организации собственного бизнеса.

Таким образом, сбалансированный комплекс организационно-­управленческих решений и стимулирующих мер, направленных на обеспечение высокого качества образования, активизацию процесса научно-­инновационной деятельности на всех ее стадиях, развитие инновационного предпринимательства молодежи, содействуют повышению инновационной восприимчивости реального сектора экономики, а имеющийся в БНТУ образовательный, научный и инновационный потенциал позволяет университету решать самые сложные экономические задачи. Это дает Белорусскому национальному техническому университету возможность по праву гордиться своими достижениями и с уверенностью смотреть в будущее.