Филипп Бруннер: «Уверен, что 2021 год будет лучшим для «Штадлер Минск»

№ 1, 2021
Автор:

Закрытое акционерное общество «Штадлер Минск» – ведущее белорусское промышленное предприятие по производству подвижного состава. Компания является частью концерна Stadler, известного во всем мире. ЗАО «Штадлер Минск» работает в Фаниполе менее 10 лет, но уже зарекомендовало себя успешным производителем широкого ассортимента продукции в сфере городского и железнодорожного транспорта как для белорусского рынка, так и на экспорт далеко за пределы страны. С 2014 года компания производит и поставляет железнодорожную продукцию в страны СНГ, Европы и Латинской Америки. Команда «Штадлер Минск» – это более 1550 высокопрофессиональных специалистов, каждый из которых вносит индивидуальный вклад в создание качественного и безопасного транспорта. О развитии, экспортной стратегии компании и планах на будущее рассказал директор ЗАО «Штадлер Минск» Филипп Бруннер.

Г-н Бруннер, создание ЗАО «Штадлер Минск» – результат реализации инвестиционного проекта швейцарской компании Stadler. Можете, пожалуйста, кратко рассказать, как осуществлялась реализация этого проекта? Какими достижениями Вы гордитесь больше всего?

С Беларусью компания Stadler стала ассоциироваться девять лет назад, когда в 2011 году здесь появились первые поезда нашего производства. В 2012 году начались переговоры о создании в Беларуси дочернего предприятия швейцарского производителя. Строительство нового завода началось в январе 2013 года, а уже в мае следующего года мы приступили к производству первого двухэтажного поезда KISS для российского оператора «Аэроэкспресс». С начала производственного процесса и до сегодняшнего дня мы смогли организовать полный цикл производства и высокий уровень локализации: механическую обработку, сварку элементов и кузовов из алюминия или, если речь идет о трамвайных вагонах, из стали, покраску, сборку, статический и динамический запуск подвижного состава. Причем все это начиналось с нуля, с зеленого поля, на котором ничего не было. Если вначале наши производственные мощности позволяли нам производить до 150 кузовов в год, то сегодня это уже 400 кузовов, а в планах на 2021 год – расширение до 500 кузовов в год. Производственное развитие логично привело и к росту численности персонала. На «Штадлер Минск» работают более 1550 высокопрофессиональных специалистов. В Беларуси мы не только производим, но и разрабатываем нашу технику: трамвай модели «Метелица», поезда для Минского метрополитена, электропоезд FLIRT ЭПМII для Беларуси, а также четыре типа будущих поездов для Азербайджана – все конструировались нашими белорусскими инженерами.

Я очень горжусь тем, что «Штадлер Минск» за очень короткое время с 2014 по 2020 год стал самым крупным производственным предприятием за пределами Швейцарии в рамках группы компаний Stadler. Наша команда успешно управляла этим развитием, несмотря на сложные времена в 2015–2016, а также в 2020 году. Сегодня мы можем с гордостью сказать, что обеспечиваем качество и эффективность, которые являются стандартом для предприятия Stadler.

Каков на сегодняшний день ассортимент выпускаемой продукции? Есть ли какие-либо особенности, характеристики, специализация техники «Штадлер Минск» по сравнению с другими заводами Stadler?

Наше предприятие производит одноэтажные электрические и дизель-­электрические поезда FLIRT, двух­этажные поезда KISS, трамваи модели «Метелица», электропоезда для метро, спальные вагоны, а также комплектующие для предприятий внутри группы Stadler. С самого начала было определено, что «Штадлер Минск» будет осуществлять производство и поставку подвижного состава для ширококолейных стран СНГ. На сегодняшний день мы производим для Западной Европы столько же поездов, сколько и для стран СНГ, но наша компетенция в проектировании и сертификации сфокусирована на постсоветских странах. Это и является основным отличием техники «Штадлер Минск» от других заводов Stadler.

Швейцарское качество – это весомый аргумент. В то же время конкуренция в машиностроительной отрасли и в Беларуси, и за рубежом очень высокая. Тем не менее по итогам прошлого года Ваше предприятие одержало решительную победу в конкурсе «Лучший экспортер года». Подскажите, какова экспортная стратегия предприятия? Как происходит выход на новые рынки? Какие из них являются наиболее привлекательными на данный момент и на перспективу?

Сегодня на производстве у нас находится много проектов, и большая часть из них для стран Западной Европы. По приблизительным цифрам – 70 процентов. Увеличивать поставки в этом направлении – не наша стратегия, так как у группы Stadler есть предприятия, которые работают именно на этих рынках. Наш фокус – это в первую очередь СНГ. В 2021 году ситуация должна измениться, поскольку у нас есть несколько крупных заказов именно для стран Содружества. Например, в ближайшее время мы приступим к производству одноэтажных поездов FLIRT для Азербайджанской железной дороги. Это четыре межрегиональных поезда с дизель-электрической силовой установкой, три межрегиональных и три региональных электропоезда. Пока же идет незаметная для многих работа конструкторов, производится закупка материалов и комплектующих. Мы рассчитываем, что впоследствии новые возможности откроются на рынках России, Грузии, где у нас уже есть хорошая репутация, в странах Балтии и Центральной Азии.

Освоение зарубежных рынков, безусловно, важное направление для любой компании. Но поезда производства «Штадлер Минск» активно курсируют и в Беларуси, в том числе под землей (Минский метрополитен). Какие проекты реализуются и планируются к реализации в нашей стране?

Наличие заказа в 2010 году на одноэтажные поезда FLIRT для Белорусской железной дороги стало опорой и причиной, почему из всех стран СНГ мы выбрали именно ­Беларусь для создания производства. В небольшой Беларуси у нас не так много клиентов, но с каждым из них мы стараемся строить эффективное взаимодействие. В январе 2019 г. мы подписали с БЖД новый контракт. Он предусматривает закупку десяти пятивагонных электропоездов FLIRT для межрегиональных линий бизнес-класса. Они будут очень похожими на те, которые сегодня задействованы в сообщении Минск – Гомель, только еще более комфортабельными, поскольку Белорусская железная дорога постаралась учесть все замечания и предложения пассажиров. Так, например, более удобными для длительных поездок станут пассажирские сиденья. Сейчас данный заказ находится в производстве, а первый поезд уже проходит испытания. После прохождения всех необходимых процедур сертификации и опытной эксплуатации первый поезд планируется передать заказчику в конце лета этого года.

В прошлом году на новой, третьей линии Минского метрополитена начали эксплуатацию с пассажирами наши поезда метро, чем мы очень гордимся. Конечно, мы рассчитываем, что после поставки первой партии поездов для метро сотрудничество со столичным метрополитеном продолжится. Потому что, во-первых, мы обеспечиваем гарантийное и послегарантийное обслуживание своего подвижного состава. Во-вторых, парк поездов метро стареет и нуждается в обновлении. В случае если метрополитен объявит очередной тендер, мы обязательно примем в нем участие и постараемся предложить самые выгодные коммерческие условия.

С «Минсктрансом» у нас пока нет совместных реализованных проектов. В прошлом году несколько месяцев в Минске в опытной эксплуатации находился наш трамвай «Метелица», что позволило нам получить обратную связь для усовершенствования характеристик наших трамваев именно для инфраструктуры Минска, однако каких-то конкретных заказов пока нет. Но, безусловно, мы надеемся, что потребность в современном подвижном железнодорожном составе и городском электрическом транспорте будет возрастать, и у нас появится больше заказов для Беларуси.

А каково лично Ваше впечатление от Беларуси, работы в этой стране? Что Вас привлекло, удивило; может, разочаровало больше всего? Какой совет Вы бы дали иностранному бизнесу, который рассматривает возможность инвестирования в Беларусь?

По культуре производства швейцарцы и белорусы очень близки. Белорусы очень дисциплинированы и умеют работать. Это хорошо образованные, компетентные специалисты, уровень квалификации которых меня часто поражает. На мой взгляд, именно рынок труда является главным преимуществом инвестиционного климата Беларуси. Благодаря квалифицированным сотрудникам нам удалось в короткие сроки создать эффективное и качественное производство. Это мой личный опыт в сравнении с другими странами, в которых мне довелось работать последние 10 лет, сопровождая или реализуя инвестиционные проекты компании Stadler.

У Беларуси все же есть потенциал для улучшения условий ведения бизнеса, если сравнивать с другими странами. В том числе необходимо упростить и сократить количество требований в плане таможни, логистики, складской деятельности, инвентаризации, структуры штата сотрудников, бухгалтерской и статистической отчетности. Сегодня эти требования приводят к тому, что, например, из-за сложной таможенной документации, которая необходима для поставок из Европы, многие европейские компании изначально не готовы с нами работать. Из-за таких причин конечная продукция может быть дороже, чем та, которую мы производим в Центральной Европе, что делает нас менее конкурентоспособными. Мы открыто говорим об этом потенциа­ле для улучшения с государственными органами и видим изменения. За время реализации нашего проекта инициативы на государственном уровне, обсуждаемые и принимаемые во время проведения инвестиционных форумов, встреч в Белорусской торгово-­промышленной палате, а также в рамках работы деловых советов, принесли заметные результаты в плане совершенствования делового климата. Надеемся, что такие инициативы будут приниматься и впредь и будут служить основой для улучшения условий ведения бизнеса как для нашей компании, так и для других зарубежных инвесторов.

В то же время стоит отметить, что некоторые последние изменения в трудовом законодательстве и новые требования относительно создания профсоюзов негативно влияют на ведение бизнеса. Но в целом условия нас устраивают, поэтому мы приняли решение продолжить инвестирование в Беларуси также и в 2021 году.

Потенциальным инвесторам я бы рекомендовал установить контакты с теми, кто уже имеет опыт работы в Беларуси, с самого начала найти партнера для реализации проекта, а также привлечь квалифицированных, надежных специалистов.

Нельзя не спросить и о том, с какими трудностями пришлось столкнуться во время пандемии? Как осуществляется взаимодействие с инвестором и зарубежными парт­нерами в такой ситуации?

В настоящее время трудно оценить будущие последствия пандемии. Можно точно сказать, что Stadler не столкнулся с потерей спроса, как это произошло в других промышленных отраслях. Группа компаний Stadler обладает большим количеством многолетних заказов. Тем не менее мы ощутили сложности по другим направлениям: в работе с поставщиками и подрядчиками, которые не поставляли вовремя комплектующие или не запускали оборудование, необходимое для производства. Закрытие границ и ограничение поездок клиентов и сотрудников привели и продолжают приводить к задержкам в запуске и получении допуска к эксплуатации подвижного состава и его приемке. Несмотря на указанные ограничения и воздействия, «Штадлер Минск» всегда продолжал производство и смог выполнить свои договорные обязательства перед клиентами в 2020 году. Это привело к хорошему результату в конце года: более двух миллионов производственных часов, 320 алюминиевых кузовов и более 200 новых сотрудников. Мы увеличили производственные и складские площади, ввели в эксплуатацию завод по производству преобразователей. Поэтому несмотря на все вызовы 2020 года, можно сказать, что он был успешным для нас.

В целом каковы планы и прогнозы по развитию предприятия на 2021 год?

В 2021 году мы продолжим увеличение мощностей для производства алюминиевых кузовов на 25 процентов и произведем 450 кузовов. К концу года наши мощности достигнут более 500 кузовов в год. Будет расширено покрасочное и сварочное производство, планируемый объем производственных часов превысит 2,2 миллиона. Мы планируем оптимизировать уже применяемые бизнес-процессы и, соответственно, использовать пространство, производственное оборудование и кадровые ресурсы более эффективно.

Мы продолжим производство поездов для Венгрии, Словении, Норвегии, Беларуси, Азербайджана и кузовов для Испании, Польши, Германии и США. Количество наших сотрудников увеличится до порядка 1700 человек, и мы продолжим их обучение по всем направлениям.

Уверен, что 2021 год для «Штадлер Минск» будет лучшим.