Рубрики бюллетеня "Меркурый"

№ 3, 2021
Авторы:

Должность: председатель Международного арбитражного суда при БелТПП, доктор юридических наук, профессор
Должность: начальник информационно-консультационного центра МАС при БелТПП, кандидат юридических наук

Новая редакция Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле»: дополнительные возможности

9 июля 2021 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 36-3 «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля», содержащий новую редакцию Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон).

В статье 19 Закона определяются особенности проведения юридическими лицами – резидентами операций, связанных с экспортом и импортом, то есть внешнеэкономических операций. Иными словами, в ней описываются особенности исполнения внешнеэкономических договоров с участием белорусских субъектов, в частности валютного регулирования и валютного контроля.

В пункте 1 статьи 19 Закона содержится требование об обеспечении зачисления юридическими лицами Республики Беларусь на свои расчетные счета, открытые в белорусских банках, причитающихся им иностранной валюты или белорусских рублей, которые они должны получить в рамках внешнеэкономических обязательств, определяемых в Законе, через обязательство, возникшее на основе валютного договора.

Валютным же договором согласно подпункту 1.5 пункта 1 Закона является договор (контракт, соглашение), иной документ, на основании которых совершаются валютные операции.

При этом пункт 1 статьи 19 Закона, в отличие от действующего до настоящего времени подхода, не устанавливает точный срок получения указанной иностранной валюты и белорусских рублей (определяемый в Законе как срок репатриации), а предусматривает, что такой срок определяется юридическим лицом – резидентом исходя из условий и фактических сроков исполнения обязательств сторонами по валютному договору, предусматривающему экспорт, импорт (правда, порядок такого срока должен быть дополнительно установлен Национальным банком Республики Беларусь).

Несмотря на изменение подхода к определению самого срока репатриации, необеспечение в срок, установленный для выполнения обязанности при реализации внешнеторговых договоров, поступления денежных средств при экспорте товаров по-прежнему влечет административный штраф в размере до 0,5 процента от суммы внешнеторговой операции, не завершенной в срок, установленный для выполнения обязанности при реализации внешнеторговых договоров, за каждый день превышения, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции (пункт 2 статьи 12.14 КоАП).

Исходя из этого, для белорусских субъектов, безусловно, является актуальным ненарушение срока репатриации. И Закон предоставил возможности, связанные с недопущением таких нарушений в виде, в том числе, обращения за рассмотрением спора в арбитражный суд и в частности – Международный арбитражный суд при БелТПП.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 19 Закона срок репатриации увеличивается на период рассмотрения обращений юридического лица Республики Беларусь арбитражным органом, в том числе Международным арбитражным судом при БелТПП.

Тем самым подача искового заявления в МАС при БелТПП автоматически увеличивает срок репатриации на период нахождения соответствующего дела в производстве.

При этом указанный срок начинается даже не с момента подачи иска, а с момента начала урегулирования спора в досудебном (претензионном) порядке, если такой порядок преду­смотрен в самом внешнеэкономическом договоре или требуется в соответствии с применимым правом.

Законодательно течение указанного выше периода (увеличение срока репатриации) начинается от даты истечения срока репатриации, определенного белорусским юридическим лицом в соответствии с законодательством, и прекращается применительно к внешнеэкономическим отношениям:

исполнением ­арбитражного решения (постановления) о взыскании задолженности по валютному договору путем зачисления белорусских рублей ­­ и/или иностранной валюты на счет юридического лица – резидента Республики Беларусь;

либо исполнением решения уполномоченного органа иностранного государства о признании и принудительном исполнении или только о принудительном исполнении арбитражного решения (постановления). При этом принудительное исполнение выражается во взыскании задолженности по валютному договору в пользу юридического лица Республики Беларусь путем зачисления на его расчетный счет белорусских рублей или иностранной валюты.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона обязательство юридического лица – резидента по репатриации иностранной валюты или белорусских рублей прекращается в дату:

принятия уполномоченным органом решения об отказе юридическому лицу – резиденту в признании и принудительном исполнении или только в принудительном исполнении арбитражного решения (постановления) в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого происходит такое признание и принудительное исполнение (о взыскании задолженности юридического лица – нерезидента по валютному договору) по причинам, связанным с невозможностью исполнения;

вступления в законную силу арбитражных решений (постановлений), в соответствии с которыми юридическому лицу – резиденту отказано в удовлетворении обращения для взыскания задолженности юридического лица – нерезидента по валютному договору по причинам, связанным с невозможностью исполнения.

Из изложенного следует, что с 9 июля 2021 г. белорусские субъекты могут «автоматически» решить свои проблемы, связанные с невозвратом выручки в связи с неисполнением контрагентом по договору взятых на себя обязательств, простым путем – начав процедуру рассмотрения спора в Международном арбитражном суде при БелТПП (при условии, конечно же, включения в договор арбитражной оговорки).

При этом белорусский субъект может не заботиться о течении срока репатриации выручки по внешнеэкономическим договорам на весь период рассмотрения дела в Международном арбитражном суде при БелТПП и последующего исполнения вынесенного по делу арбитражного решения вплоть до взыскания задолженности или признания уполномоченным органом невозможности взыскания по причинам, связанным с невозможностью исполнения.

Таким образом, уже сам факт включения во внешнеторговый договор арбитражной оговорки, предусматривающей рассмотрение споров в МАС при БелТПП (например, следующего содержания: «все споры, разногласия или требования, которые могут возникнуть из настоящего договора или в связи с ним, в т.ч. связанные с его изменением, расторжением, ­исполнением, недействительностью или толкованием, подлежат рассмотрению в Международном арбитражном суде при БелТПП в соответствии с его регламентом»), дает возможность белорусскому субъекту не думать о возможной административной ответственности за невозврат выручки вплоть до размера суммы невозвращенной выручки. Если же соответствующая арбитражная оговорка не включена во внешнеэкономический договор, то белорусский субъект для наличия той же возможности вынужден будет затрачивать много сил и средств для того, чтобы обратиться в суд иностранного государства (суд по месту нахождения ответчика), а также нести значительные по размеру издержки, иногда равные или превышающие суммы заявленных требований в период рассмотрения дела в иностранном суде.

   

Рассмотрение споров в МАС при БелТПП в режиме видеоконференции

Еще одним новшеством, особенно актуальным в период закрытия границ и в силу связанной с этим невозможности личного присутствия сторон на заседаниях Международного арбитражного суда при БелТПП, является рассмотрение споров в режиме видеоконференцсвязи.

Такой формат исключает возможность для недобросовестных иностранных субъектов утверждать, что они не могли защитить свои права и интересы в суде, что не позволило бы белорусским субъектам получить надлежащее предоставление (возмещение) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением зарубежными партнерами взятых на себя обязательств по внешнеэкономическому договору.

В основе новой возможности для предпринимателей находятся следующие нормы Регламента Международного арбитражного суда при БелТПП.

В соответствии со статьей 27 Регламента в случае, если стороны не договорились об ином, судебное разбирательство проводится, как правило, в помещении Международного арбитражного суда при БелТПП. По просьбе сторон, а в случае необходимости и по собственной инициативе, состав суда может рассмотреть дело в другом месте.

Согласно постановлению президиума Международного арбитражного суда при БелТПП от 2 апреля 2020 г. № 5 «О разъяснении отдельных положений Регламента Международного арбитражного суда при БелТПП» статью 27 Регламента следует понимать таким образом, что состав суда может рассмотреть дело с использованием систем видеоконференцсвязи, если для этого имеется техническая возможность. При этом в судебном заседании могут участвовать стороны, другие участники дела (переводчики, эксперты, специалисты, свидетели), а также арбитры – как всем составом, так и каждый из арбитров в месте его нахождения. Местом рассмотрения дела в этом случае признается место нахождения Международного арбитражного суда при БелТПП (помещение суда).

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Регламента МАС при БелТПП в случае, если стороны не договорились об ином, судебное разбирательство производится в таком порядке, который состав суда признает необходимым для обеспечения вынесения законного и обоснованного решения. При этом состав суда учитывает мнение сторон и нормы Регламента.

Таким образом, на основании вышеизложенных положений Регламента МАС при БелТПП состав суда вправе для обеспечения вынесения законного и обоснованного решения в связи с эпидемиологической ситуацией проводить судебное разбирательство в режиме видеоконференцсвязи.

Следует отметить, что Международный арбитражный суд при БелТПП активно применяет указанные нормы Регламента и Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» и на протяжении более года провел сотни судебных заседаний, в рамках которых отработаны как технические, так и правовые аспекты рассмотрения споров в режиме видеоконференц­связи, что, безусловно, помогает как белорусским, так и иностранным субъектам защитить их права и законные интересы, несмотря на закрытые границы и эпидемиологическую ситуацию.