Европалата



ЕВРОПАЛАТА является Ассоциацией европейских торгово-промышленных палат Европейского континента и объединяет 45 национальных организаций торгово-промышленных палат (2 000 европейских ТПП различного уровня), членская база которых насчитывает 22 млн. предприятий (98% из них являются малыми и средними предприятиями). Созданная в 1958 г., Европалата (ЕП) является единственным органом, уполномоченным выражать интересы всего бизнес-сообщества Европы. Достаточно плотная и насыщенная структура европейских палат усилена еще и целым рядом ЕВРО-ИНФО-ЦЕНТРОВ, свыше трети которых размещены при местных ТПП.

Хотя Европалата позиционирует себя как выразитель интересов всего европейского бизнес-сообщества, а не только Евросоюза, она тесно сотрудничает прежде всего с Европейской комиссией (ЕК), которая финансирует значительную часть мероприятий Ассоциации. Благодаря своим тесным контактам с органами Евросоюза (Европейской комиссией, Европарламентом, Европейским Советом и другими учреждениями), ЕП готовит доклады, проводит исследования и формулирует свою позицию по многим политическим и экономическим проблемам Европейского Союза. Руководство Европалаты входит в рабочие группы и комиссии ЕК, где мнение Европалаты имеет определенный вес.

Европалата содействует развитию промышленности и торговли путем информирования и проведения коллоквиумов, конгрессов и семинаров, в которых принимают участие эксперты, руководство и политики европейских стран для обсуждения основных вопросов, касающихся экономического развития ЕС и европейского континента в целом. Европалата выпускает ежегодный экономический обзор, ежемесячный бюллетень на английском, французском и немецком языках, а также обзоры и директивные указания по общим торговым вопросам и по деятельности торговых палат.

С избранием Пьера Симона (Президента ТПП Парижа) на пост Президента Европалаты в 2006 г., в деятельности этой организации заметно усилился акцент на развитие межрегионального сотрудничества и "интернационализацию" деятельности МСП континента, что было провозглашено в качестве основополагающих задач Ассоциации в так называемом "Манифесте", одобренном на конгрессе в Салониках в октябре 2006 г.

Основными приоритетами Европалаты, отраженными в "Манифесте", являются:

1. создание, развитие и переход предприятий (от собственника к собственнику);

2. образование, обучение и тренинги различных представителей бизнес-сообщества;

3. интернационализация европейского бизнеса;

4. инновации.

Причем, если пп. 1, 2, 4 касаются и ориентированы, прежде всего, на членов Евросоюза, вопросы интернационализации затрагивают не только весь европейский континент, но и основные регионы всего мира.

Каждый год более 800 тыс. компаний пользуются различными услугами по интернационализации (развитию внешнеэкономических связей, поддержке в выходе на мировой рынок), разработанными и предоставляемыми европейскими ТПП. Ежегодно в Европе проводится около 4,5 тыс. торговых миссий, выставок и ярмарок, с участием более 70 тыс. компаний. В среднем, около 7,5 тыс. экспертов принимают каждый год участие в семинарах, тренингах и образовательных программах, осуществляемых торгово-промышленными палатами континента. Последние имеют 257 отделений за рубежом. 

В связи с этим вполне понятен интерес Европалаты к координации деятельности европейских ТПП в сфере интернационализации малых и средних предприятий. Причем помимо создания площадки для обмена опытом между палатами, ЕП активно участвует в процессе интернационализации и делает это довольно успешно как по оценке большинства ТПП ЕС, так и представителей КЕС.

Указанная работа Европалаты строится на базе отдельных программ, которые согласуются с заинтересованными сторонами и получают финансирование как от этих сторон, так и от КЕС, в задачу которой входит оказание помощи и содействия в развитии "цивилизованного рынка" в странах не входящих в Евросоюз (члены ЕС решают эти вопросы на уровне национальных правительств и национальных бюджетов). При этом определенная часть финансирования идет и на содержание аппарата ЕП, что существенно усиливает финансовые возможности Палаты. 

На данный момент наиболее крупными проектами ЕП являются программы интернационализации: All Invest (Латинская Америка), Caribbean (зона Карибского бассейна), Mediterranian (Южное Средиземноморье), Gateway to Japan и ITP (Япония и Южная Корея), а также программы для Балкан, Турции, Ближнего Востока, стран Восточной Европы.

Все эти программы имеют различия в деталях, однако схожи по структуре и состоят из трех основных частей:

  • образовательной (знакомство МСП с особенностями соответствующего региона, вплоть до длительных стажировок в стране, как это делается в Японии и Корее);
  • B2B в рамках миссий, либо выставочной работы;
  • развитие и "наращивание" возможностей местных палат в соответствующем регионе мира по участию в международном сотрудничестве.

Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) в рамках сотрудничества с ЕВРОПАЛАТой принимает участие в реализации проекта международной технической помощи "Инвестиции на Восток".

В рамках Европалаты отработаны различные механизмы многостороннего сотрудничества европейских ТПП помимо участия в вышеуказанных программах. Речь идет, прежде всего, о ежемесячных встречах представителей палат в Брюсселе, в ходе которых координируется текущая деятельность ЕП, определяются наиболее перспективные направления сотрудничества, вызывающие наибольший интерес у представителей ТПП. В ходе этих встреч намечаются многосторонние семинары, поездки, коллоквиумы и т.п. Кроме того, на таких встречах решаются вопросы о проведении анкетирования, как на уровне палат, так и среди различных групп предпринимателей.

По вопросам, требующим экспертных оценок, создаются рабочие группы в составе экспертов, рекомендуемых соответствующими палатами. За последние годы такие группы работали по вопросам энергосбережения, морского права, социальной ответственности предпринимателей и др.

Достигнутые в ходе этой работы результаты доводятся до сведения Европейской комиссии. Нередко на этой базе рождаются программы, получающие не только одобрение, но и финансирование Комиссии.

Белорусская торгово-промышленная палата стала членом ЕВРОПАЛАТы в январе 2003 г. (для принятия в члены ЕВРОПАЛАТы требуется единогласное голосование всех действующих членов). В соответствии с новой редакцией Устава Европалаты БелТПП имеет статус аффилированного члена "Европалаты", как и ТПП 16 государств-нечленов ЕС (Азербайджана, Албании, Армении, Боснии и Герцеговины, Грузии, Исландии, Македонии, Молдавии, Норвегии, России, Сербии, Турции, Украины, Хорватии, Черногории, Швейцарии). Аффилированные члены, в отличие от полных членов, пользуются меньшим объемом прав и количеством голосов при принятии решений в руководящих органах Европалаты. С 2007 г. стали проводиться совещания аффилированных членов. На совещаниях рассматриваются актуальные вопросы развития мировой экономики, экономических отношений стран с ЕС и различные аспекты сотрудничества аффилированных членов с Европалатой.

Президент Европалаты – Алессандро Барберис.

Генеральный секретарь Европалаты – ЕП  Арнальдо Абруццини.

Штаб-квартира Европалаты (секретариат) находится в Брюсселе.

Руководящие органы Европалаты:

Пленарная Ассамблея (созывается дважды в год, весной и осенью, весной – в одной из стран-членов ЕС, где, как правило, проводится ежегодный Конгресс ЕП, и осенью – в Брюсселе);

Совет директоров;

Стратегический комитет;

Совещание руководителей палат-членов;

Бюджетный комитет.

loading...