00150 - индивидуальная подписка
Оформить подписку на "Меркурый" можно по каталогу РУП "Белпочта" в любом почтовом отделении Беларуси или через сервис "Интернет-подписка".
В последнее время ряд белорусских промышленных предприятий столкнулись с ограничением доступа к государственным закупкам в России: в соответствии с постановлением правительства российской федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 допуск к государственным закупкам был установлен только для товаров, внесенных в реестр промышленной продукции. Однако порядок формирования реестра постановлением установлен не был.
Совместная работа министерства антимонопольного регулирования и торговли, министерства промышленности, министерства экономики Республики Беларусь, белорусской торгово-промышленной палаты с государствами – членами ЕАЭС и ЕЭК позволила уже с августа 2020 г. Ряду ведущих белорусских предприятий попасть в реестр и получить право участвовать в государственных и муниципальных закупках в России. Основание для включения в реестр – акт экспертизы, выдаваемый БелТПП.
Договором о Евразийском экономическом союзе установлено применение национального режима* в целях обеспечения равного доступа к государственным (муниципальным) закупкам в каждом государстве–члене ЕАЭС товаров, происходящих из других государств-членов.
ЕАЭС и включенные в реестр евразийской промышленной продукции, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации
Основанием для включения в реестр евразийской промышленной продукции является соответствие такой «технологическая операция, совершенная на территории государства – члена Евразийского экономического совета» и «товар, происходящий из государства – члена Евразийского экономического союза».
При этом срок использования данного механизма ограничен – до 31 декабря 2020 г. .
Также на рабочих встречах с российской стороной была достигнута договоренность о возможности использования на первом этапе в целях подтверждения выполнения требований, указанных в приложении к Постановлению No 719, ранее выданных БелТПП актов экспертизы.
*Национальный режим – режим, предусматривающий, что каждое государство-член для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным и действующим поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, происходящим с территории своего государства.
К сожалению, до сих пор единые правила происхождения для применения в рамках государственных (муниципальных) закупок не были утверждены. Данное обстоятельство послужило формальной пред-посылкой для введения некоторыми государствами – членами ЕАЭС своих национальных требований к подтверждению страны происхождения (производства) товаров, которые не всегда соответствуют принципу национального режима.
Так, после принятия постановления Правительства Российской Феде-рации от 30 апреля 2020 г. No 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление No 616) промышленные предприятия Республики Беларусь столкнулись с ограничением доступа к закупкам на территории России.
Данным постановлением установлено, что допуск к закупкам получают товары, указанные в приложении к постановлению, произведенные на территории государств – членов продукции требованиям приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. No 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее – Постановление № 719).
При этом приложение к Постановлению № 719 содержит требования о выполнении исключительно на территории России операций производственного и технологического процесса, об использовании комплектующих (компонентов) только российского производства.
Такие требования невыполнимы для производителей других государств – членов ЕАЭС, включая белорусских, и стали барьером для доступа к закупкам в России их продукции.
В результате проведенных консультаций и обсуждений сложившейся ситуации на площадке Евразийской экономической комиссии было принято распоряжение Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г. № 18, в соответствии с которым белорусские производители получили возможность включить свою продукцию в реестр евразийской промышленной продукции на основе актов экспертизы, выданных уполномоченными органами (торгово-промышленными палатами), с учетом признания эквивалентности понятий «российский товар», «технологическая операция, совершенная на территории государства – члена Евразийского экономического совета» и «товар, происходящий из государства – члена Евразийского экономического союза».
При этом срок использования данного механизма ограничен – до 31 декабря 2020 г.
Также на рабочих встречах с российской стороной была достигнута договоренность о возможности использования на первом этапе в целях подтверждения выполнения требований, указанных в приложении к По- становлению № 719, ранее выданных БелТПП актов экспертизы.
Такие подходы позволили белорусским производителям включиться в реестр евразийской промышленной продукции, используя акты экспертизы на соответствие продукции требованиям постановления № 719, ранее выданные БелТПП, например, для обеспечения участия в закупках в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утратило силу с 1 июля 2020 г.). Также в качестве подтверждения принимались действующие акты экспертизы происхождения товаров и (или) акты экспертизы по отнесению к продукции собственного производства.
Тем не менее время и возможности были потеряны, и первая регистрация белорусской продукции в реестре евразийской промышленной продукции была осуществлена Министерством промышленности и торговли Российской Федерации только 28 августа текущего года.
По состоянию на 6 октября 2020 г. в реестр Минпромторга включена продукция 27 белорусских предприятий.
Возвращаясь к Постановлению № 616, следует понимать, что не для всей продукции, указанной в приложении к данному постановлению, в приложении к Постановлению № 719 установлены требования. Основанием для включения в реестр такой продукции является наличие сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданного в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о правилах определения страны происхождения товаров в Со- дружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее – Правила происхождения СНГ).
Выдача актов экспертизы и сертификатов осуществляется унитарными предприятиями БелТПП с учетом требований Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 30 мая 2018 г. № 52 (далее – Положение ТПП РФ) и включает в себя следующие этапы:
• первичная проверка поступившего заявления и пакета доку- ментов на предмет полноты и корректности изложенных в них сведений;
• выезд на предприятие для проверки производственных площадей, оборудования и технологического процесса производства продукции;
• выдача акта экспертизы или сертификата о происхождении товара формы СТ-1 и заключения к нему (при условии соответствия продукции (товаров) установленным требованиям).
Еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что в реестр евразийской продукции включаются исключительно товары, указанные в приложении к Постановлению № 616. В помощь белорусским производителям БелТПП разработан алгоритм действий производителя для принятия решения о необходимости обращения в БелТПП за актом экспертизы или сертификатом происхождения.
Основной сложностью для производителей на текущий момент является подготовка пакета документов, необходимых в соответствии с Положением ТПП РФ для подтверждения соответствия промышленной продукции требованиям, установленным Постановлением № 719, ввиду значительного объема таких документов. В связи с этим специалисты БелТПП и ее унитарных предприятий готовы проконсультировать заинтересованных производителей по вопросам получения актов экспертизы и сертификатов, в том числе с привлечением (при необходимости) специалистов ТПП РФ, имеющих практический опыт проведения экспертизы по всем видам продукции, указанной в приложении к Постановлению № 719.
Документы для включения в реестр евразийской промышленной продукции (заявление, акт экспертизы или сертификат) направляются белорусским производителем в Минпромторг России в электронном виде через личный кабинет, размещенный на портале Государственной информационной системы промышленности (https://gisp.gov.ru/gisplk/).
В реестр евразийской промышленной продукции включены товары: ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТО-МАЗ», ОАО «Витебские ковры», ОАО «АМКОДОР» – управляющая компания холдинга», ОАО «Сукно», ОАО «Камволь», ОДО «ДОРМАШЭКСПО», ОАО «Моготекс», ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш», ОАО «Управляющая Компания Хол- динга «Бобруйскагромаш», ОАО «Торгмаш», ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», ООО «ЕДЕМ», ОАО «Спецжелезобетон», УП «Бумажная фабрика» Гознака, ОАО «БЕЛФА», ООО «Торгтехмаш», ООО «Эдельвейс Декор», ИП ЗАО «БЕЛС», ООО «Мебелинк», ООО «Систем-Текс», СООО «Чевляр», ОАО «Брестский чулочный комбинат», унитарного производственного предприятия «Вердимар», ОАО «Славянка».
В соответствии с распоряжением Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г. № 18 на площадке ЕЭК ведется разработка проекта Правил определения страны происхождения товаров для целей государственных (муниципальных) закупок (далее – Правила происхождения ЕАЭС), устанавливающих критерии и порядок подтверждения происхождения товаров, а также порядок формирования и ведения Евразийской экономической комиссией реестра евразийской промышленной продукции. Эти Правила должны быть приняты до 30 декабря 2020 г.
На момент подготовки данной статьи государствами – членами ЕАЭС обсуждался следующий принцип (порядок) подтверждения происхождения товаров:
• для товаров, указанных в приложении к Правилам происхождения ЕАЭС, должны выполняться условия, производственные и технологические операции, предусмотренные данным приложением. Подтверждением происхождения будет являться акт экспертизы, выдаваемый уполномоченным органом государства – члена ЕАЭС, на основании которого товар будет включаться ЕЭК в реестр евразийской промышленной продукции;
• для товаров, не указанных в приложении к Правилам происхождения ЕАЭС, подтверждением происхождения будет являться документ, выданный в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, в котором осуществляются государственные (муниципальные) закупки, с соблюдением положений Договора о ЕАЭС, или сертификата о происхождении товара СТ-1. Включение в реестр в данном случае не требуется.
При разработке приложения к Правилам происхождения ЕАЭС за основу был принят перечень требований, указанных в приложении к Постановлению № 719. Сейчас ведется доработка требований с учетом кооперационного принципа производства товаров и существующего уровня их производства в государствах – членах ЕАЭС.
Материалы размещены на сайте ЕЭК в открытом доступе, и у всех заинтересованных есть возможность ознакомиться с проектами разрабатываемых документов.