Рубрики бюллетеня "Меркурый"

Иконка процента
№ 1, 2025
Автор:

Должность: начальник отдела экспедиционной деятельности РУП "Белтаможсервис"

В настоящее время все чаще поднимается вопрос развития новых рынков, организация продаж в страны «дальней дуги». И здесь возникает два вопроса: как продать и как доставить? Чтобы решить второй вопрос сегодня белорусских экспортеры ищут экспедиторов, способных построить маршрут, правильно оформить пакет документов и доставить груз.

Доставить груз в Африку можно как авиационным, так и морским транспортом.

Основной блок грузов доставляется регулярными рейсами авиакомпаний Turkish Airlines, Emirates, EgyptAir. В большинстве случаев такие перевозки будут транзитные, возможно, даже придется применить подход доставки до ближайшего крупного авиационного хаба, такого, как Стамбул или Дубаи, с последующим переоформлением груза на рейсы до Минска или аэропортов Московского авиаузла. В случае если нужно доставить груз срочно и он является негабаритным для регулярных пассажирских рейсов, всегда можно организовать чартерный авиарейс. Данная опция есть у белорусских и российских грузовых авиакомпаний. С большей вероятностью будут предложены самолеты серии Ил-76 с реальной возможностью доставить грузы примерно на 20–40 тонн при сохранении общего объема до 210 м3. Такие решения прежде всего подходят для малой доли рынка скоропортящихся, дорогостоящих и срочных грузов.

Основной блок перевозок будет доставлен мультимодальным форматом с морской частью перевозки. Использовать можно российские, турецкие, иранские порты.

Маршрут будет зависеть прежде всего от типа груза. Если это, к примеру, сухое молоко или любой не подпадающие под санкции Европейского союза груз, то проще и дешевле отправить по отработанной схеме, используя прибалтийские порты. Если груз имеет ограничения или сам отправитель находится под санкциями, то задействуется потенциал российских портов – Санкт-Петербурга, Новороссийска, Ростова.

Север Африки на сегодня самый доступный судоходный регион. В акваторию Средиземного моря доставляют грузы линии с российским, турецким, египетским менеджментом. Порты развиты и позволяют принимать как контейнерные сервисы, так и сузогрузы.

Восточная часть континента в основном представлена портами Момбаса и Кении.

Юг Африки – это Южно-Африканская Республика, страна с множеством портов и огромный транспортный хаб, готовый принимать самый широкий перечень грузов.

А вот Восточная часть Африки и страны, расположенным в Гвинейском Заливе, – самый непростой регион для прямой доставки товаров из российских портов. Здесь нужно рассматривать варианты трансшипмента через третьи страны.

В некоторых форматах есть смысл привезти первоначально в страну с развитым портовым обслуживанием и затем уже автомобильным транспортом довезти в страну назначения по контракту.

Безусловно, в такой работе есть риски. Это риски недобросовестных и медлительных – на грани с ленью – африканских представителей логистических компаний.

Важно всегда при работе с Африкой:

  • начинать перевозку только при наличии подписанных договоров и поручений;

  • заранее согласовывать с экспедитором и морской линией все коды грузов с полым описанием;

  • взять статистику платежей в своем банке для проверки возможностей оплат услуг за рубежом;

  • убедиться в наличии опыта экспедитора в таких перевозках, а также узнать, в каких ассоциациях он состоит, с какими линиям работает по прямым договорам.

В заключение хочется отметить, что при покупке белорусских товаров на условиях FCA африканские партнеры сталкиваются с еще большими сложностями – как забрать приобретенные товары. Стимулом к развитию продаж, несомненно, станет продажа с доставкой до покупателя. В крайнем случае с доставкой в его регион или соседнюю страну, откуда покупатель заберет груз самостоятельно.


Наверх