Рубрики бюллетеня "Меркурый"

№ 4, 2020
Автор:

Должность: Начальник сектора внешнеэкономической деятельности юридического управления БелТПП
Невестенко.png

Владимир Невестенко, начальник сектора внешнеэкономической деятельности юридического управления БелТПП

В Белорусскую торгово-промышленную палату поступают многочисленные запросы белорусских субъектов хозяйствования о поиске потенциальных партнеров за рубежом. Проанализировав характер этих обращений, хотим обратить внимание специалистов внешнеэкономических служб белорусских предприятий на некоторые интернет-ресурсы, специально созданные международными организациями для разъяснения возникающих вопросов о международной торговле и облегчения проведения стратегических маркетинговых исследований.

Одним из современных инструментов, позволяющих любому белорусскому субъекту хозяйствования самостоятельно организовать поиск информации о внешнеторговой статистике и зарубежных компаниях, является информационный портал Trade Map (http://www.trademap. org). Данный портал был создан в 2001 году Международным торговым центром с целью содействия организациям различных стран мира, способствующим развитию внешнеторговых отношений.

Согласно политике МТЦ, зарегистрированные белорусские посетители портала имеют полный и бесплатный доступ К ресурсам Trade Map (незарегистрированные пользователи получают частичный доступ к информации).

Информацию для Trade Map предоставляет в основном Отдел статистики ООН (UNSD) в рамках проекта UN COMTRADE, где годовые данные о торговле представлены на уровне 2-, 4- или 6-значных кодов товаров по классификации Гармонизированной системы. Для сбора более детальной информации МТЦ также собирает данные напрямую от национальных организаций, ответственных за ведение статистики в своих странах (таможенные органы, министерства торговли, статистические органы и т.д.).

В настоящее время база данных портала Trade Map предоставляет обширную информацию по годовым данным внешней торговли более 150 стран мира и по квартальным или ежемесячным данным более 100 стран мира.

Внешнеторговая статистика на портале представлена в табличной форме с возможностью сортировки данных по странам, товарам и направлениям движения товаров (экспорт, импорт, реэкспорт). Кроме того, есть возможность использовать встроенные инструменты визуализации этой же информации – в виде графиков, диаграмм и даже карт мира с изображением ведущих торговых партнеров по тому или иному товару.

Бизнес-min.jpg

Статистическая информация в ретроспективе до 20 лет доступна для скачивания в различных форматах (Word, Excell, текстовый формат), что позволяет организовать ее дальнейшую обработку непосредственно под нужды исследования. Кроме того, зарегистрированные пользователи имеют возможность создавать собственные группы товаров или стран для вычленения и отслеживания необходимой информации из массива данных.

Накопленный объем информации по множеству стран, тщательно ведущих национальную статистику и открыто предоставляющих ее мировому сообществу, позволяет данному ресурсу также реализовать интересный механизм выявления торговых потоков для тех стран, где имеются трудности со сбором статистики, либо которые нерегулярно предоставляют статистику или предоставляют ее частично (например, Чад, Эритрея, Ирак, Сирия, Ливия, КНДР, Куба). Речь идет о методе «зеркальной» статистики.

Метод «зеркальной» статистики позволяет путем сопоставления официальной статистической информации о взаимной торговле стран мира выявить приблизительные объемы экспорта или импорта по отдельным товарам в одну конкретно взятую страну, которая участвует в международной торговле, но не отчитывается о своей торговле. Чем больше стран мира совершенствуют свои методы сбора и обработки информации и предоставляют эту информацию в единую базу данных, тем более точно можно определить объемы товарных потоков, существующие с «закрытыми» странами. Конечно, при использовании этого метода необходимо учитывать, что данные официальной статистики редко совпадают с данными «зеркальной» статистики в силу ряда причин: методологических (использование странами различных стандартов и правил учета торговых операций), технических (пересчет валют сделки для сравнения стоимостных показателей) и прочих (умышленное искажение данных, ошибки пере- вода и т.п.). Однако при полном отсутствии официальной информации «зеркальная» статистика позволяет сделать хотя бы предварительные выводы об объемах товарных потоков и их динамике.

В ряде случаев использование метода «зеркальной» статистики позволяет также выявлять признаки наличия теневой торговли, особенно когда, например, экспорт товара из одной страны (согласно ее официальным данным) и импорт этого же товара у всех ее торговых партнеров (согласно их официальной импортной статистики) различается в десятки или сотни раз. В таком случае рекомендуется использовать комплекс других инструментов, позволяющих получить дополнительную информацию (выборочные обследования хозяйств, опросы производителей и потребителей, анализ административной информации, анализ информации грузоперевозчиков и торговых сетей, результаты обследования физических лиц в автодорожных пунктах пропуска на границе, анализ новостных сообщений и т.д.).

В привязке к конкретным интересам бизнеса портал Trade Map на основании данных об объемах внешней торговли и кодов товаров размещает информацию о компаниях, производящих товары или занимающихся экспортом/импортом таких товаров. В настоящее время портал предоставляет информацию о компаниях более чем из 133 стран (в том числе из Беларуси).

Особенностью реализации функции поиска компании на портале Trade Map является использование в основном двух источников информации – базы данных Kompass International (www.kompass.com, содержит записи более чем о 36 млн компаний из 75 стран мира) и базы данных компании Dun & Bradstreet (www.dnb.com – один из крупнейших в мире реестров сведений (более 200 млн записей) о частных компаниях из разных стран мира). Согласно подходам Trade Map, компания не может напрямую предоставлять информацию о себе на портал. Но методика размещения информации на Trade Map в настоящее время совершенствуется с целью значительного наращивания количества компаний при повышении качества предоставляемой о них информации.