Збліжэнне ЕЗ і ЕАЭС – больш, чым эканоміка

№ 2, 2021
аўтары:

6_1.jpg Ульф ШНАЙДЕР

председатель правления Инициативы «Лиссабон – Владивосток», 
основатель и президент SCHNEIDER GROUP

Господин Шнайдер, Ваша деятельность в области бизнес-дипломатии и сооружения экономических мостов между Западом и Востоком уже много лет способствует развитию международных деловых контактов. Поделитесь, пожалуйста, Вашим видением ближайших перспектив и тенденций на пространстве от Лиссабона до Владивостока.
Согласно академическим исследованиям, если бы между Европейским союзом (ЕС) и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) было заключено комплексное торговое соглашение, ЕС мог бы увеличить свой экспорт в страны ЕАЭС более чем на 50 процентов. В свою очередь, рост экспорта ЕАЭС был бы немного ниже, но он тоже оказался бы значительным. Экономические выгоды для бизнеса обоих союзов очевидны, однако преимущества тесного сотрудничества между ЕС и ЕАЭС выходят далеко за рамки экономики. Новое соглашение не только внесло бы значительный вклад в развитие международных отношений и упрочило борьбу с протекционизмом, но также заложило бы более совершенный фундамент для многостороннего взаимодействия высокого уровня и создало хороший баланс интересов при реализации инициативы Китайской Народной Республики «Один пояс, один путь».

Если интеграция столь привлекательна, что мешает более тесному сотрудничеству двух союзов?
Частым аргументом против официального сотрудничества ЕС и ЕАЭС является апелляция к доминированию России среди пяти стран ЕАЭС. Отдельными аспектами, мешающими такому сотрудничеству, выступают необходимость реализации Минских соглашений и изменение реализуемой Россией политики протекционизма. Отдельные оппоненты часто утверждают, что США не поддерживают создание общего экономического пространства на территории ЕС и ЕАЭС или, по крайней мере, Польша и страны Балтии выступают против подобного проекта.

Несомненно, в экономической политике России присутствует некоторый протекционизм. Однако сходная ситуация наблюдается в США (и может сохраниться, несмотря на новое правительство), Китае и, в определенной степени, в ЕС. Переговоры между ЕС и ЕАЭС помогут снизить общий уровень протекционизма. В свою очередь, с геополитической точки зрения США действительно не заинтересованы в создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. При этом следует отметить, что Европа не выражала свою позицию относительно нового соглашения о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (USMCA, ранее NAFTA), хотя это соглашение является явным примером закона, основанного на праве сильного, а не на силе права.

Каковы, на Ваш взгляд, возможные механизмы обеспечения политической и экономической стабильности на пространстве ЕАЭС?
Роль фактора силы в международных отношениях сложно переоценить. Назвать этот фактор позитивным было бы также неправильно, и очевидно, что с ним необходимо считаться. Однако в современном мире, где стабильность и безопасность – ключевые факторы экономического роста, есть и иные, не силовые инструменты международных отношений. С 2015 года представители европейских и евразийских деловых кругов в рамках Инициативы ­«Лиссабон – ­Владивосток» поддерживают создание единого экономического пространства на территории ЕС и ЕАЭС. Подобное международное соглашение между ЕС и ЕАЭС также могло бы значительно усилить роль Евразийской комиссии как ключевого института формирования внутрисоюзной политики.


6_4.jpg 


Рост влияния наднациональных институтов на пространстве от Лиссабона до Владивостока, безусловно, может ускорить интеграционные процессы, но будущее ЕАЭС в последнее время все чаше связывают с интеграционными процессами, приводимыми Китаем. Что Вы думаете о будущем отношений по линии ЕС и КНР?
Один из часто задаваемых вопросов – как проект «Лиссабон – ­Владивосток» соотносится с инициативой КНР «Один пояс, один путь»? Ответ прост: это не конкурирующая инициатива, а логичное европейско-евразийское дополнение. В случае утверждения соглашения общие стандарты ЕС и ЕАЭС будут действовать и для Китая, а также для недавно созданного Всестороннего регионального экономического партнерства 16 стран (ВРЭП). Таким образом, Инициатива «Лиссабон – Владивосток» – это еще и способ снизить тревожность граждан обоих союзов в отношении Китая и его «Нового шелкового пути».

Какими Вы видите конкретные шаги реализации инициативы по созданию общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока?
Хотя идея единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока не нова, она пока не стала конкретным планом. Отдельные попытки ее реализации мы видим, например, в ЕС. Так, вопрос о создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока закреплен в действующем коалиционном соглашении о формировании правительства ФРГ, возглавляемого канцлером Ангелой Меркель.

В части международного сотрудничества в данном направлении можно привести еще один пример: в прошлом году на рабочем уровне состоялось совещание представителей Евразийской экономической комиссии и Европейской комиссии. Одним из его результатов можно считать создание рабочей группы «Лиссабон – Владивосток», которую поддерживают более 100 компаний и бизнес-ассоциаций из 12 стран ЕС и ЕАЭС, среди которых Российско-Германская внешнеторговая палата (AHK), Восточный комитет германской экономики (Ostausschuss der deutschen Wirtschaft), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП), Франко-Российская торгово-промышленная палата (CCIFR), российское подразделение Всеобщей конфедерации итальянской промышленности (Confindustria Russia), компании Siemens, Schneider Electric, Raiffeisen Bank International, ­«Северсталь» и другие. Для управления своей деятельностью Инициатива создала международное правление, в которое вошли представители из Австрии, Беларуси, Франции, Германии, Италии и России. Для разработки более конкретных предложений дальнейшей работы созданы Task forces, или рабочие группы, которые ведут работу по выработке экспертных предложений по конкретной проблематике. Эти группы включают экспертов из разных стран и организаций. В задачи таких групп входит подготовка программных документов (position paper) по позиции бизнеса относительно конкретного вопроса, а также проработка путей его решения. На сегодняшний день направления деятельности Task forces – таможня и транспорт, техническое регулирование, визовый режим, налогообложение. Также планируется создание проблемных групп по другим направлениям и с другими задачами.

Какую роль бизнеса Республики Беларусь Вы видите в создании общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока?
Именно интересы бизнеса лежат в основе нашей Инициативы. Роль Беларуси в ЕАЭС сложно переоценить, как и роль ее бизнеса и, в особенности, роль крупнейшего бизнес-объединения – Белорусской торгово-промышленной палаты. Мы очень ценим, что председатель БелТПП Владимир Улахович не только присоединился к Инициативе «Лиссабон – Владивосток», но и вошел в состав правления. Его личная организационная поддержка крайне важна для дальнейшего продвижения Инициативы. Хочу отметить, что мы высоко ценим участие белорусского бизнеса в деятельности Task forces. В частности, мы уже увидели активное участие белорусских экспертов по таким направлениям, как техническое регулирование и Green Deal (проект ЕС в области защиты окружающей среды, климата, охраны природы и использования возобновляемых источников энергии – Прим. ред.). Для нас очень важен интеллектуальный вклад белорусских коллег в работу этих групп, первые заседания которых уже состоялись в этом году. По итогам заседаний будут подготовлены программные документы по проблематике каждой из групп. Уже летом мы планируем представить эти документы на рассмотрение руководству ЕС и ЕАЭС. Мы ждем еще большей вовлеченности от наших белорусских коллег и ценим их высокий экспертный потенциал.
6_7.jpg


Построение общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока действительно должно быть взаимовыгодным, особенно в отдельных областях. Что сбалансирует будущую интеграцию?
При более детальной проработке вопросов сотрудничества в рамках Инициативы «Лиссабон – Владивосток» важную роль сыграла поддержка Федерального министерства экономики Германии. Экономические исследования показывают, что при реализации проекта бизнес ЕС выиграет больше, чем бизнес ЕАЭС. Сделать положение взаимовыгодным возможно. При выстраивании стратегии политического взаимодействия ЕС должен учесть интересы стран ЕАЭС, например значительно упростить визовый режим, как это было сделано со стороны ЕАЭС для граждан ЕС. Это, в свою очередь, принесет пользу и предприятиям ЕС, работающим, например, в сфере туризма, авиации и моды. 

Единое экономическое пространство будет способствовать созданию безопасной европейско-евразийской зоны – от Лиссабона до Владивостока или даже от Токио до Ванкувера, включая Европу. В него должны входить такие страны, как Грузия, Сербия, Молдова и Украина. Торговые отношения могут оказать решающее влияние и на силовую политику. Кроме того, как показал трагический конфликт на Украине, нация, которая может устанавливать технические стандарты, имеет преимущество и во внешней торговле. Мы понимаем, что такое возможно и при реализации проекта «Нового шелкового пути» или нового партнерства ВРЭП. В свою очередь, при реализации проекта единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, который подразумевает гармонизацию стандартов и регламентов, ЕС и ЕАЭС смогли бы создать стабильное политическое и экономическое равновесие.


Белорусская торгово-промышленная палата присоединилась к Инициативе «Единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока» («Лиссабон – Владивосток») в мае 2018 г. Инициатива основана бизнесом, бизнес-ассоциациями и аналитическими центрами стран – членов ЕС и ЕАЭС в 2015 году с целью установления многоуровневого диалога между Европейской комиссией и Евразийской экономической комиссией по гармонизации всех необходимых процедур в сферах технического и таможенного регулирования, логистики, осуществления налоговых и финансовых процедур, защиты окружающей среды, цифровизации и других.

В состав правления Инициативы входят председатель БелТПП Владимир Улахович, бывший экономический представитель Австрийской торговой палаты Дитмар Фелльнер, президент Confindustria Russia Эрнесто Ферленги, генеральный директор Восточного комитета германской экономики Михаэль Хармс, президент Франко-­Российской торгово-промышленной палаты Эммануэль Киде, представитель Германо-Российского форума Александр Рар, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шокин, президент Ассоциации европейского бизнеса, вице-президент компании Schneider Electric ­Йохан Вандерплаетсе.

Первое, уставное заседание правления Инициативы «Лиссабон – ­Владивосток» состоялось 3 ноября 2020 г. в формате видеоконференции. Участники обсудили ключевые достижения в рамках создания единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, стратегические направления работы в 2021 году, возможности подписания меморандума о сотрудничестве с Евразийской экономической комиссией.