00150 - individual subscription
You can subscribe to "Merkury" using the catalog of RUE "Belpochta" in any post office of Belarus or through the service "Internet subscription".
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ДАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ПРИ ВЕДЕНИИ БИЗНЕСА, УЧАСТИИ В ГОСЗАКУПКАХ, ПОЗВОЛЯЕТ ПРОДОЛЖИТЬ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО КОНКУРИРОВАТЬ С ПРОДУКЦИЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ.
БЕЛОРУССКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМ ОДИН ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ: АКТ ЭКСПЕРТИЗЫ О СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВЕДЕННОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЛИБО СЕРТИФИКАТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА ФОРМЫ СТ-1. ПОЛУЧИТЬ ТАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОЖНО В БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ.
Чтобы стимулировать отечественных производителей к повышению локализации промышленной продукции, развитию производства товаров и компонентов, повышению эффективности работы, в рамках реализуемой программы по импортозамещению 14 февраля 2022 г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь» (Постановление № 80).
Документ определяет условия отнесения товаров к промышленной продукции, произведенной на территории Беларуси. Для продукции, включенной в особое приложение к Постановлению № 80, это соответствие установленным данным приложением требованиям. Иная же продукция, не указанная в приложении, должна соответствовать критериям определения страны происхождения товаров, предусмотренным правилами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.
Соответственно, подтверждающими происхождение документами являются:
Акты экспертизы и сертификаты выдаются унитарными предприятиями БелТПП на основании договоров на оказание услуг, заключаемых с производителями продукции.
Информация о товарах, соответствующих указанным требованиям, и их производителях включается в Реестр промышленной продукции Республики Беларусь.
При этом документальным подтверждением производства такой продукции в Беларуси остается акт экспертизы. Применение выписки из реестра Постановлением № 80 не предусмотрено.
Отдельно стоит отметить, что сведения о продукции, не включенной в приложение к Постановлению № 80, в реестр не включаются.
Формирует и ведет реестр Белорусская торгово-промышленная палата, информация включается в реестр на безвозмездной основе на основании актов экспертизы и сведений, представляемых унитарными предприятиями БелТПП.
Применение актов экспертизы о соответствии промышленной продукции требованиям Постановления № 80 предусмотрено:
Акт экспертизы используется также для подтверждения производства промышленной продукции для получения допуска к лизинговым программам.
На сегодняшний день есть основания полагать, что области применения таких актов экспертизы будут расширяться.
Перечень требований, предъявляемых к промышленной продукции в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, отличается в зависимости от отраслевой принадлежности и вида продукции и может выражаться одним или комбинацией двух и более условий, основными из которых являются:
Одной из целей принятия Постановления № 80 была защита интересов национальных производителей продукции, что является одной из приоритетных задач каждого государства.
Например, в России действует постановление Правительства от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», которое устанавливает требования о выполнении технологических операций и (или) производстве материалов в основном на территории страны.
Постановление № 80, в свою очередь, предусматривает возможность выполнения технологических операций и (или) производство материалов на территории государств – членов ЕАЭС, что является стимулирующим фактором для развития кооперационных связей. И сами требования к промышленной продукции во многом схожи с требованиями Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105.
В связи с этим БелТПП при разработке Порядка подтверждения производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь, утвержденного 17 января текущего года (Порядок № 5), в целом сохранен принцип проведения экспертизы и выдачи актов экспертизы на соответствие товаров требованиям Правил ЕАЭС.
Порядком № 5 определен перечень документов, которые производителю необходимо представить для подтверждения выполнения требований Постановления № 80. В том числе для подтверждения выполнения технологических операций и (или) производства материалов предусмотрена возможность применения актов экспертизы, выданных в соответствии с Правилами ЕАЭС.
При наличии вопросов подтверждения выполнения требований Постановления № 80 все заинтересованные могут обратиться за консультацией в БелТПП и ее унитарные предприятия.
Практика проведения экспертиз унитарными предприятиями БелТПП показала, что требования, установленные Постановлением № 80, не всегда могут быть выполнены производителями. И можно выделить три основные ситуации, когда это происходит.
Первая – если отдельные операции и (или) производство материалов осуществляются вне территории Беларуси и иных государств – членов ЕАЭС, что не соответствует требованиям Постановления № 80.
Вторая ситуация – отсутствие документов (актов экспертизы), подтверждающих соответствие требованиям Постановления № 80 материалов, произведенных в Беларуси или иных государства – членах ЕАЭС, в отношении которых установлены самостоятельные требования.
Например, такая проблема была характерна для продукции легкой промышленности. Но концерном «Беллегпром» проведена работа по популяризации Постановления № 80 среди белорусских производителей, в том числе проведены семинары с участием представителей Палаты. Результат – предприятия отрасли (изготовители исходных материалов (тканей, нетканых материалов и другой продукции) стали более активно обращаться за получением актов экспертизы. Полагаю, что работу в данном направлении следует продолжать.
И, наконец, третья распространенная ситуация – установленные требования по обязательному выполнению операции и (или) использованию материала не могут быть выполнены производителем по причине отсутствия операций в технологии производства и (или) материала (части, узла) в составе (конструкции) продукции, так как нормы Постановления № 80 не во всех случаях учитывают особенности конструкции и технологии производства продукции и не предусматривают опциональность выполнения отдельных требований.
Например, в отношении продукции установлено несколько требований, одно из которых следующее: «сборка и сварка (при необходимости) несущей рамы (при наличии), подрамников (при наличии) и их окраска».
То есть, если конструкцией изделия предусмотрено наличие несущей рамы, подрамников, производителем продукции должна в обязательном порядке осуществляться их сборка, опционально – сварка, в обязательном порядке – окраска.
В отношении той же продукции установлено еще одно требование: «сварка и окраска кузова (бункера), цистерн, контейнеров и надстроек общего (специального) назначения (при наличии)».
В данном случае, по аналогии с предыдущим требованием, следует понимать, что оговорка «при наличии» должна применяться только для надстроек общего (специального) назначения.
Как БелТПП поступает в подобных ситуациях?
Если производитель не может подтвердить выполнение требований Постановления № 80, установленных в отношении производимой им продукции, унитарное предприятие БелТПП выдает письменный мотивированный отказ в выдаче акта экспертизы. При необходимости указываются следующие причины: выполнение операции или использование материала не предусмотрено технологией производства, конструкцией изделия и (или) технической документацией.
Такого документа было достаточно для рассмотрения Министерством промышленности вопроса о допуске продукции к лизинговым программам.
Сфера применения актов экспертизы о соответствии продукции требованиям Постановления № 80 с момента принятия данного постановления расширялась, и наличие мотивированного отказа БелТПП не является достаточным основанием для целей участия в закупках в соответствии с Постановлением № 229 или подтверждения выполнения обязательств обеспечить безопасное обращение с отходами в соответствии с Постановлением № 951.
Единственно правильным решением проблемных вопросов видится актуализация Постановления № 80 с учетом особенностей конструкций и технологий производства промышленной продукции, наличия на территории государств – членов ЕАЭС производителей материалов, способных обеспечить потребности производителей конечной продукции.
Но разработка, согласование и утверждение изменений в нормативный правовой акт всегда требует определенного времени.
Поэтому БелТПП и Министерством промышленности была проделана работа в части согласования подходов по применению Постановления № 80.
В частности, на постоянной основе проводились консультации по вопросам применения норм Постановления № 80, результаты которых позволили БелТПП выдавать акты экспертизы на отдельные виды промышленной продукции.
24 февраля и 27 июля 2023 г. проблемные вопросы реализации Постановления № 80 и предложения производителей по их решению обсуждались на заседаниях Комитета БелТПП по промышленной политике и предпринимательской деятельности.
Кроме того, по результатам обсуждений на Комитете, а также на основании поступивших предложений производителей и практики, наработанной унитарными предприятиями БелТПП, были подготовлены и направлены в Минпром предложения по изменению Постановления № 80, цель которых – исключение неоднозначного толкования требований к продукции. Большинство предложений были учтены Министерством промышленности при разработке проекта соответствующего постановления Совета Министров Республики Беларусь.
Тем не менее практика работы по уже упомянутым Правилам ЕАЭС показывает, что Постановление № 80 постоянно будет требовать актуализации. И Белорусская торгово-промышленная палата приглашает отечественные предприятия к сотрудничеству, а также готова предоставить площадку для обсуждения проблемных вопросов подтверждения производства и выработки предложений по их решению.