Newsletter headings of "Mercury"

№ 2, 2022
Author:

Job title: Head of the Public Procurement Department of the Ministry of Antimonopoly Regulation and Trade of the Republic of Belarus

Государственные (муниципальные) закупки в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС, Союз) неизменно находятся в центре внимания. И это не удивительно, учитывая их способность оказать влияние на взаимную торговлю между государствами – членами ЕАЭС и, как следствие, на состояние национальных экономик.

Справочно.

Отметим, что по информации Евразийской экономической комиссии, объем рынка государственных (муниципальных) закупок стран ЕАЭС за 2021 год составил порядка 152 млрд долл. США.

Согласно п. 1 ст. 88 Договора о ЕАЭС государства – члены Союза в качестве цели и принципа регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок определили предоставление национального режима.

При этом п. 2 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение № 25 к Договору о ЕАЭС) определяет национальный режим как режим, не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.

Таким образом, национальный режим направлен на обеспечение беспрепятственной возможности участия в процедурах государственных (муниципальных) закупок, проводимых в государствах – членах Союза.

Согласно тому же п. 2 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение № 25 к Договору о ЕАЭС) страна происхождения товара определяется в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, действующими на таможенной территории Союза.

До 2021 года таковыми были лишь Правила определения страны происхождения товаров, являющиеся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее – Правила СНГ).

Справочно.

Согласно Правилам СНГ страна происхождения товара подтверждается сертификатом о происхождении товара СТ-1.

Вместе с тем 12 января 2021 г. вступили в силу Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 (далее – Правила ЕАЭС) *.

Правилами ЕАЭС предусмотрено, что при осуществлении государственных (муниципальных) закупок страна происхождения отдельных видов промышленных товаров подтверждается предоставлением информации из евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Союза (далее – евразийский реестр)**.

Для включения информации о товаре и его производителе в евразийский реестр необходимо подтвердить выполнение при производстве товара условий, производственных и технологических операций, достаточных для отнесения его к товару государства-члена. Требуемые условия, производственные и технологические операции определены в приложении 1 к Правилам ЕАЭС.

Справочно.

Изначально условия производства были установлены в отношении 255 видов промышленных товаров по 10 отраслям промышленности. Одновременно на постоянной основе ведется работа по расширению соответствующего перечня товаров: поручением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июля 2021 г. № 25 предписано проработать возможность подготовки условий производства еще в отношении 220 видов товаров. С изменениями, уже внесенными в Правила ЕАЭС, можно ознакомиться на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Проведение соответствующей экспертизы и включение информации о товарах и их производителях в евразийский реестр осуществляют уполномоченные органы (организации) государства – члена Союза. В Республике Беларусь это Белорусская торгово-промышленная палата.

Справочно.

Для оценки выполнения условий, производственных и технологических операций при производстве товаров, достаточных для отнесения товара к белорусскому, необходимо обращаться в БелТПП или ее унитарные предприятия, их филиалы и представительства. Заявление подается производителем товара или его уполномоченным представителем. Порядок взаимодействия с ЕЭК по вопросам формирования и ведения евразийского реестра  промышленных товаров утвержден приказом БелТПП от 28 марта 2022 г. № 18.

Необходимо отметить, что Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 24 декабря 2021 г. № 145***  Правила ЕАЭС дополнены перечнем товаров (приложение № 11), которые будут включаться в евразийский реестр при выполнении критериев согласно Правилам СНГ, то есть фактически на основании сертификата о происхождении товара СТ-1.

Справочно.

С учетом февральских дополнений этого перечня на осно­вании сертификата о происхождении ­товара СТ-1 в евразийский реестр среди прочего будут включаться:

  • одежда, кроме форменной (ведомственной), специальной, защитной огнестойкой одежды, униформы, жилетов и поясов спасательных и бельевого трикотажа;

  • изделия меховые;

  • обувь, за исключением защитной и специальной обуви;

  • кожа, чемоданы, сумки;
  • уборы головные из текстильных материалов;
  • бумага и картон;
  • троллейбусы, отвалы бульдозеров, машины для смешивания и обработки грунта, автолесовозы, пожарные транспортные средства;
  • велосипеды;
  • контейнеры, радиаторы и др.

Порядок включения в евразийский реестр на основании сертификата о происхождении товара СТ-1 временный – до 30 июня 2023 г. (с учетом Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15 апреля 2022 г. № 53). Он позволит обеспечить допуск соответствующих товаров к государственным (муниципальным) закупкам Союза на период до завершения разработки по таким товарам требований к условиям их производства.

Подчеркнем, что согласно п. 1 Правил ЕАЭС их действие распространяется на государственные (муниципальные) закупки государства – члена ЕАЭС, в которых установлены преференции, ограничения и запреты в отношении товаров, происходящих из другого государства-члена и (или) третьих стран.

Тем самым включение товара в евразийский реестр позволяет обеспечить его беспрепятственный допуск к государственным (муниципальным) закупкам на территории государств-членов, пользуясь всеми пре­дусмотренными преференциями и обходя все запреты и ограничения.

Так, например, включение товара в евразийский реестр позволит получить преференциальную поправку в государственных закупках Республики Беларусь и быть допущенным к процедуре, проводимой с ограничениями, предусмотренными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206.

В свою очередь, в государственных (муниципальных) закупках Российской Федерации включение товара в евразийский реестр позволит преодолеть запрет на допуск к закупкам иностранных промышленных товаров, пре­дусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616.

В то же время в связи с тем, что по значительному количеству товаров условия производства для включения их в Правила ЕАЭС еще не разработаны, помимо выписки из евразийского реестра страна происхождения товара, в том числе в закупках с преференциями, ограничениями и запретами, подтверждается и иными способами, включая сертификат о происхождении товара СТ-1.

Учитывая объемы рынка государственных (муниципальных) закупок, значительный интерес в этой части представляют закупки в Российской Федерации. В этой связи справочно приведем сведения о подтверждении страны происхождения отдельных видов товаров в государственных (муниципальных) закупках РФ.

Правовой акт

Суть меры

Подтверждение страны происхождения товара производства государств – членов ЕАЭС (кроме РФ)

Постановление Правительства Российской Федерации

от 30 апреля 2020 г. № 616

Запрет на допуск к закупкам иностранных промышленных товаров по перечню

Сведения из евразийского реестра

Постановление Правительства Российской Федерации

от 16 ноября 2015 г. № 1236

Запрет на допуск к закупкам иностранного программного обеспечения

Сведения из единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных государств – членов Евразийского экономического союза

Постановление Правительства Российской Федерации

от 10 июля 2019 г. № 878

Правило «второй лишний» в отношении отдельных видов радиоэлектронной продукции по перечню

Сертификат о происхождении товара СТ-1:

· в отношении медицинской радиоэлектронной продукции до 31 декабря 2022 г.;

· в отношении иной радиоэлектронной продукции – до 30 июня 2022 г.

После истечения указанного периода – сведения из евразийского реестра.

Постановление Правительства Российской Федерации

от 30 апреля 2020 г. № 617

Правило «третий лишний» в отношении отдельных видов промышленных товаров по перечню

Сведения из евразийского реестра или сертификат о происхождении товара СТ-1 (в случае отсутствия сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре)

Постановление Правительства Российской Федерации

 от 5 февраля 2015 г. № 102

Правило «третий лишний» в отношении отдельных видов медицинских изделий по перечню

Сертификат о происхождении товара СТ-1 и акт экспертизы с информацией о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, выданный торгово-промышленной палатой

Постановление Правительства Российской Федерации

от 30 ноября 2015 г. № 1289

Правило «третий лишний» в отношении лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Сертификат о происхождении товара СТ-1

Постановление Правительства Российской Федерации

от 22 августа 2016 г. № 832

Правило «третий лишний» в отношении отдельных видов пищевых продуктов по перечню

Указание (декларирование) наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов

Приказ Министерства финансов Российской Федерации

от 4 июня 2018 г. № 126н

«Преференциальная поправка» 15 % и 20 % для товаров по перечню

Указание (декларирование) наименования страны происхождения товара

Отметим, что имеющиеся в государствах – членах ЕАЭС преференции, ограничения и запреты при осуществлении государственных (муниципальных) закупок в большинстве своем носят отраслевой, точечный характер, и конкретные товарные позиции необходимо смотреть в соответствующем правовом акте. При этом, по общему правилу, условия допуска товаров к закупкам также указываются в документации о закупке.


* С Правилами ЕАЭС можно ознакомиться по ссылке https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01427821/err_04122020_105.

** Ознакомиться с евразийским реестром можно по ссылке: https://erpt.eecommission.org/Goods. В настоящее время в него включены более 5467 товаров 51 производителя Республики Беларусь, двух производителей Республики Казахстан и одного производителя Российской Федерации.

*** С Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 24 декабря 2021 г. № 145 можно ознакомиться по ссылке
https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01231017/err_19012022_145.

**** С реестром и порядок включения в него можно ознакомиться по ссылке https://eac-reestr.digital.gov.ru.